…Мы не только должны знать
историю всего,
что нас окружает, начиная с нашей семьи,
продолжая
селом или городом и кончая страной
или миром, но и хранить эту историю, эту
безмерную глубину окружающего».
Академик Д.С.Лихачёв
Любовь к родному краю, начинается с малого – с любви к своей семье, к
своему дому, к своей школе, к своему селу. Человек, любящий свою «малую родину»,
обязан знать историю своего края.
Федоровка - удивительное место. Белоствольные берёзы,
бегущие вдоль дорог, звонкие рощицы с трепетными осинами, луга с белыми
островками ромашек и синими озёрами
колокольчиков, в которых как бы отражается чистое голубое небо с белыми
пушистыми облаками. Поля – летом золотистые, осенью – с дымком… и, конечно, с
весенним жаворонком, что взлетает к самому солнцу со своей чарующей песней.
В 1700 году по указу Петра I были «отказаны» земли на реке
Атмис дворянину Жедринскому. Сегодня эта территория – земли села Фёдоровки.
Село Фёдоровка получило своё название, видимо, по первому поселенцу.
« В д. Фёдоровке за Фёдором Степановым, сыном Дубасовым 1 двор с 10 крестьянами
обоего пола и 8 деловыми людьми». Фёдоровка расположена на крутых склонах
впадины, и улицы её окрест разбросаны на целые километры. Со склона, где
находится церковь, открывается живописный вид этого большого старинного села.
В нашем селе Федоровке есть церковь и святой родник, с
которыми связано много легенд и неразгаданных тайн
Немного об истории
возникновения нашей церкви. Церковь называется Никольской. Построена она была
более 200 лет назад в 1795 году Ефимом Петровичем Чемезовым, статским
советником, человеком благочестивым и добродетельным.
Еще до 1795 года в селе Пятиговка (ныне это территория
с.Федоровка) была деревянная церковь. Стояла она около родника у неглубокого
овражка. Церковь была окружена оградой, стояли ворота, а рядом располагалось
кладбище. В очень жаркую и ветряную погоду в селе произошел пожар. Сгорели
несколько крестьянских изб, крытых соломой, и огонь переметнулся на церковь,
которая сгорела дотла. А со временем и кладбища не стало.
В 1900 году была построена церковь в с.Студенец. Она носила
имя Николая-Чудотворца. Эта церковь была точной копией Московского Храма Христа
Спасителя только значительно меньших размеров. Построил ее Исаак Филиппович
Михайлов. Она была разрушена до основания во время Великой Отечественной войны.
(со слов П.Я.Жеворченковой) Никольская церковь села Федоровка расположена на
небольшом, но видном холме.Существует несколько легенд о возникновении церкви.
Вот одна из них.
Когда сгорела церковь в селе Пятиговка, то Чемезов –
небогатый купец дал клятву, что когда он разбогатеет, то выстроит новую
церковь. Видит он такой сон. Снится ему человек, который спрашивает: «Почему
церковь не строишь?» Чемезов на это ему ответил, что уже выбрал место, где ее
поставить. Человек вновь ему говорит: «В полдень пойдет туча, случится гроза,
молнией траву обожжет, вот на том месте и строй». Так Чемезову во сне являлся
человек еще дважды. (со слов П.Я.Жеворченковой).
А вот еще одна загадочная легенда, записанная со слов
Матрены Федоровны Синицыной. Ей об этом рассказывала ее мать.
Перед постройкой церкви Чемезову явилась на березе икона
Николая Угодника. Взял купец икону с собой в Пензу. На следующее утро икона
пропала. Возвратившись в Федоровку, он вновь увидел ее на березе.
«Нечего делать, -
говорит барин, - надо строить церковь». Когда построил купец храм, видит он
вновь сон. Снится ему человек, который говорит: «Как только храм освятишь,
сразу умрешь». Чемезов не святил храм пять лет. Люди просить начали, чтобы он
освятил церковь: «Детей крестить надо, отпевать усопших, праздники христианские
устраивать». Освятил купец храм и умер в Пензе. Крестьяне пешком несли его гроб
на головах в Федоровку. Похоронили купца
под Никольской церковью.
Почему же церковь называется Никольской? На этот вопрос
существует несколько легенд.
Чемезову в сновидении было велено очистить источник, что
расположен ниже церкви (сейчас он называется святой родник) и взять из него
образ святого Николая. Источник был очищен, и в нем действительно нашли икону
святителя Николая. Это была резная икона на каменной плите вышиною двух вершков
в квадрате.
Объявив о чудесном обретении иконы епископу Тамбовскому, от
которого в то время зависели церкви Пензенского уезда, купец на этом месте
построил часовню, в которой поставил эту икону.
Вслед за этим и началось строительство церкви. Икона по
распоряжению Иринея, епископа Пензенского и Саранского была внесена в
построенную Чемезовым церковь. Круглый год благочестивые люди из разных уездов
(Пензенского, Ломовского, Чембарского) приходили в Федоровку на поклонение
иконе святителя Николая. Церковь была освящена в 1809 году.
А вот какой была церковь, рассказала нам Андосова А.Р.:
«Церковь была очень
красивая, белая, с двумя куполами, вокруг церкви – ажурная железная ограда.
Кругом сирень, тополя, большая лужайка. Когда люди в праздничные дни приходили
к церкви, то располагались на лужайке, а лошадей привязывали за оградой.
Помолиться в Никольскую церковь съезжалось много людей из окрестных деревень:
Блиновки, Ивановки, Кургановки. Когда шли в церковь, то надевали самую красивую
одежду. Служба проходила по праздникам. Пониже церкви у речки располагалась
просторная часовня с резными окнами и крышей. А под полом был родник, где
когда-то нашли икону Николая-Чудотворца. Служба в часовне была на Троицу. Все
хотели взять с собой святой воды. Некоторые крестьяне поили этой водой
лошадей».
Из воспоминаний Носковой В.А.:
«Дед мой родился в бедной крестьянской семье. Еще подростком
он принимал участие в строительстве церкви. Месили глину, песок и получали
раствор, которым скрепляли кладку из кирпичей. Около новой церкви была
построена мельница. Вокруг церкви и мельницы рос большой густой лес: громадные
дубы и липы».
В 50-х и начале 60-х гг. 19 века в с. Фёдоровка. возникла церковно-приходская школа (в подвале церкви) В
ней обучались только мальчики, затем стали учиться и девочки. Основными
учебными предметами были «Закон Божий», церковно-славянский язык и церковное
пение. В школу принимали с 9 лет.
Только в 1910 году была открыта первая земская школа.
Учащиеся обучались в ней 4 года. В школе было два учителя, которые занимались в
двух классных комнатах. В каждом классе было не более 10 человек.
Первыми учителями были: Ромулова Надежда Петровна ( дочь
священника из с. Владыкино), она одновременно была и заведующей школой, и
Яхонтова Пелагея Николаевна. Здание земской школы находилось недалеко от
церкви.
Из рассказа Милахиной Варвары Степановны, 1917 года
рождения:«В 20 – 30-е годы часто случалась засуха, недород хлеба. Люди молились
богу, просили послать дождя. Помню, как однажды в знойный день, выйдя на улицу,
я увидела большую толпу людей, которые шли из Пятиговки. Впереди несли иконы, а
все люди, и старые, и малые, шли на коленях до церкви, молясь, чтобы бог послал
дождя».
После 1918 года в России прокатилась волна антирелигиозной
пропаганды. Советская власть по своему распорядилась богатейшим наследием. Не обошла такая участь и нашу церковь. Она
была разграблена и разрушена. Много икон увезли в Каменку, только лишь
некоторые сохранились у жителей в селе. Одним из людей, снимавших колокола был
М.Ю. Орешкин.
Последним священником был Александр Веришьев. Когда в 1935
году церковь закрыли, семья священника переехала в Блиновку. Последняя служба
была на Покров день. После закрытия церкви на втором этаже стала располагаться
контора, а на первом – клуб, где показывали немое кино. В 40 – 50-е годы
поблизости размещалась МТС, так что церковь просто -напросто стала «гаражом» для сельхозтехники.
А в последствии – хранилищем для зерна. Такая нелепая доля досталась нашей
церкви. Но… тогда было такое время, и ничего нельзя было изменить.
В 1995 году 21 ноября состоялся сход жителей села, на
котором присутствовали 150 человек. Инициативная группа во главе с Полиной
Яковлевной Жеворченковой выступила с предложением восстановить Федоровский
храм. Для организации реставрационных
работ было решено избрать Приходской Совет в составе 12 человек.
Председателем Приходского Совета был избран Еремин Николай Григорьевич. Сначала
собирали пожертвования с населения. Никто не остался равнодушным в этом нужном
для всех деле. Пожертвования были от 10 рублей до 10 тысяч рублей.
Не остались в стороне и организации. Большую помощь оказал
А.Кожевников – наш земляк, в то время – Генеральный директор Пензенских
электрических сетей. С его помощью было выделено пять тонн кровельного железа
на покрытие церкви. Крест высотой 6,5
м и весом 600
кг помог приобрести Черницов – директор Пензенского
завода «Химмаш».
Спонсорами также были с/з «Кургановский» /В.Е.Чернышов/,
Студенецкий мукомольный завод /А.А.Лылин/, с/з «Федоровский» /Н.А.Викулова/.
В настоящее время центральную часть церкви восстановили, и
здесь уже несколько лет проходят службы. В церкви сохранилась настенная иконопись,
рисунки на внутренней стороне купола. Видны изображения св.Сергия Радонежского,
Ольги и Владимира, Богоматери. Их со временем реставрируют. В ближайших планах – это дальнейшее
восстановление храма и колокольни.
Еремин Н.Г. провел для нас экскурсию в церкви, в результате
которой мы узнали о современном состоянии церкви. Учащиеся с интересом слушали Николая
Григорьевича и где-то в глубине души верили, что когда-нибудь Никольская
церковь будет восстановлена полностью, и по всему селу будет раздаваться
колокольный звон…Мы понимаем все трудности этой проблемы и поэтому взываем всех
о помощи на дальнейшее восстановление Федоровского храма. Пожертвования в
пользу церкви продолжаются, и по сей день.
«Да не оскудеет рука дающего…»
Созидание без святости и без серьезного ответственного
отношения не бывает. Память о предках – главное и необходимое условие для
возрождения
Село Фёдоровка имеет удачное географическое положение: рядом
проходит железная дорога, в 18-ти километрах районный центр – Каменка, в
полутора километрах – автотрасса Пенза-Тамбов. Заселение этих мест происходило
вдоль безымянной речушки вначале 19 века. Сначала появились дома вокруг церкви,
затем этот посёлок рос на запад и восток, а в советское время появились посёлки
– Базарный, Студенец, Елшанка.
Волею судеб, земли
Фёдоровки Атмис Никольское тож, Студенца Никольское тож и Пятигофки /Битяговка/
в разное время принадлежали известнейшим фамилиям: Ефиму Петровичу Чемесову
/1735 – 1807/ - последнему Пензенскому воеводе и губернскому предводителю
дворянства, дочери Пензенского губернатора Филиппа Лаврентьевича Вигеля /1740 –
1812/ Елизавете Филипповне Вигель /1772 – 1867/.
Село до революции было крепостным.
Во второй половине 19 века вплоть до революции на территории
села Фёдоровки были земли помещиков Чихачёва – с. Пятиговка, Сабурова – от
станции до села Александровки, купца Дойникова – с. Фёдоровка, генерала Воейкова
– ст. Студенец. Студенец относился к Ломовскому уезду, с. Фёдоровка к
Пензенскому. С развитием капиталистических отношений в с.Фёдоровке, как и
других сёлах Пензенской губернии, появились местные богачи – купцы, которые
занимались кустарными промыслами. Так купцы Дойников и Безин, имея земли,
лошадей, стада коров, овец установили паровую машину, маслобойню, построили
хутор, ферму, контору.
Главными тружениками оставались крестьяне и рабочие –
фундамент трёх нераздельных сел и многих посёлков, хуторов и др. микрорайонов,
где на речушках, ручьях, колодцах, реках появлялись ветряные, водяные, паровые
мельницы, круподранки, маслобойни и др. промышленные предприятия. Студенец,
Фёдоровка, Пятигофка насчитывали их в разное время более 15.
Земли обрабатывались крестьянами по найму. Во время уборки
урожая приезжали люди и из других деревень и сёл, например, очень много
приезжало из Кевды. Оплата была подённая, деньгами. Зерно шло на мельницу.
Постоянные рабочие возили зерно, отвозили муку на станцию. Дойников и Безин
построили двухэтажное деревянное здание, где расположилась контора (на втором
этаже), а нижний этаж сдан в аренду купцам Петелину и Царёву. Они торговали
мануфактурой.
Крестьянские волнения 1905 года не обошли стороной и село
Фёдоровку. Бедняки-крестьяне Саутов Григорий и Маслов Максим вели революционную
пропаганду среди населения. К ним тайно приходили революционеры, давали им
отпечатанные листовки, которые они расклеивали на бочках у каждого дома. Утром
крестьяне просыпались, читали, срывали и прятали. В период волнений
крестьянства в Пензенской губернии в селе Фёдоровке у помещика Михайлова была
сожжена деревянная мельница, разгромлен магазин, контора, дранка. Помещик
вызвал казаков, начались аресты, несколько дней казаки охраняли усадьбу
помещика.
В Фёдоровке больших вооружённых столкновений не было.
Активное участие в становлении Советской власти на селе принимали Агапов Матвей
Николаевич, Артамонов Роман Никифорович. В то время в уездных городах началась
организация Советов в деревне, в волостях установление Советской власти происходило в ожесточённой борьбе с
кулачеством. На территории села Фёдоровки были избраны два Совета: Студенецкий
и Фёдоровский. Советская власть в селе Фёдоровке была установлена 15 февраля
(Студенецкая волость) и 24 марта 1918 года (Фёдоровская волость). Первым
председателем Совета был Бесчастнов Александр Михайлович.
Летом 1918 года в селе Фёдоровке был создан комитет бедноты,
который собирался в здании сельского Совета. Комбед решал вопросы оказания
помощи малосильным и многодетным семьям. В комитет бедноты входили : Лисина
Пелагея Сергеевна, Пирогова Екатерина Алексеевна, Милахин Роман Ильич и др.. Они ездили в сёла Александровку, Черенцовку и
там организовывали комитеты бедноты. Таким образом, комитеты бедноты
сплачивались для борьбы против богачей.
Одним из старейших организаторов новой жизни в деревни являлся
житель села Фёдоровки Филашов Василий Емельянович. Выходец из беднейших слоёв крестьянства,
он рано познал нужду, тянулся к правде. И в трудное время для молодой Советской
республики добровольцем вступил в ряды Красной Армии, в городе Каменке в
декабре 1917 года. Он принимал участие в подавлении мятежа белочехов, вместе с
отрядом Красной гвардии, выехавшим из Каменки на защиту Пензы.
Председатель комитета бедноты Нефёдов М.В. вспоминает такой
случай: Он с товарищем возвращался из села Ивановки, где они проводили собрание
по созданию колхоза. Была ночь. Идти нужно было около 2 километров. Вдруг
впереди замаячили какие-то две фигуры. Комбедовцы их окликнули, незнакомцы,
молча, приблизились. Нефёдов и Текунов выстрелили наугад. Преследователи
отстали. Были случаи, когда на собраниях враги стреляли в окно. В Студенце
кулаки сожгли дом председателя сельсовета. Но, ни покушения на активистов, ни
запугивания крестьян не могли помешать строительству новой жизни в деревне.
В 1930 году на территории села Фёдоровки и станции Студенец
возник первый колхоз «Коммунист». Поначалу желающих вступить в колхоз было мало
– всего 20 хозяйств. Но благодаря большой организаторской работе коммунистов и
комсомольцев села в колхоз записалось большинство крестьян, и в 1933 году
колхоз «Коммунист» был разделён на 4 хозяйства:
1)колхоз «Коммунист» (село Пятиговка),
2)колхоз имени Кирова (от моста до церкви),
3) колхоз имени Орджоникидзе (посёлок Елшанка, Кошелевка,
Порядок),
4) колхоз имени Будённого (посёлок Ивановка) и колхоз имени
Ленина (посёлок Студенец). Для укрепления колхозов и сельских Советов на
должность председателя сельского Совета Фёдоровки был прислан Лазунов Антон
Матвеевич, колхоза имени Будённого – Филашов Василий Емельянович. В январе 1954
года произошло объединение колхозов.
Никогда в памяти трудящихся не забудется тот день – 22 июня
1941 года. Это было воскресенье, день отдыха. Многие не знали о залпах первых
вражеских пушек, о первых бомбах, сброшенных на наши мирные города. Вот как вспоминал о первых днях войны
председатель Фёдоровского сельского Совета депутатов трудящихся с 1938 года: «
В этот день, 22 июня, мы с секретарём Совета были в лесу, выезжали на отдых.
Исполнитель приехал за нами и сообщил, что звонили по телефону из Каменки и
сообщили о войне. В обед собрали митинг, на котором выступили директор мельницы
Гришаков, секретарь парторганизации. На второй день войны 7 человек федоровцев
были мобилизованы на фронт. 2 июля я был мобилизован в Селиксу в первый
коммунистический батальон».
Трудящиеся
Студенецкого мельзавода №22 в своей резолюции на митинге записали: «В ответ на
наглое вторжение в нашу страну немецких фашистов мы по первому зову партии и
правительства в любую минуту встанем на защиту социалистической Родины и дадим
сокрушительный отпор фашистским негодяям. Берём обязательство досрочно
выполнить годовой план 1941 года, будем бдительны к сохранению социалистической
собственности, добьёмся досрочного внесения средств по займу третьей пятилетки,
в предстоящей уборки урожая окажем помощь окружающим колхозам в уборочных
работах».
В нашем селе нашлись
такие люди, которые во время войны совершили настоящие подвиги. Таким героем,
который победил смерть и вернулся домой живым был Жеварчёнков Александр
Андреевич. В наступательном бою по прорыву сильно укрепленной, глубоко –
эшелонированной обороны противника на плацдарме южнее г. Варшавы 14 января 1945
года Жеварченков в то время, когда рота, овладев первой и второй вражескими
траншеями, встретила сильный пулеметный огонь из дзота противника, мешавший
дальнейшему продвижению роты вперед, проявил исключительное мужество и героизм.
Он по собственной инициативе, под сильным перекрестным огнем , рискуя жизнью,
пополз к дзоту и противотанковой гранатой взорвал его.
При наступлении на опорный пункт противника с. Домбруска,
Жеварченков под интенсивным пулеметным огнем противника первым ворвался в
траншею противника и забросал гранатами 2 пулеметные точки и огнем из своего
автомата уничтожил свыше 12 немецких солдат и офицеров.
За проявленный исключительный героизм в бою по прорыву
вражеской обороны, содействие своими героическими подвигами успеху
подразделения, он был удостоен присвоения звания Герой Советского Союза.
190 односельчан погибло и пропало без вести. В годы войны и
послевоенное время работала больница. Больницей
служило двухэтажное здание в
центре села. Не
только местные жители,
но и люди
из других близлежащих
деревень могли в
ней проходить амбулаторное
и стационарное лечение.
На втором этаже
размещались женские и
мужские палаты, на первом этаже
была аптека, в
которую лекарства доставляли
из Каменки. В
больнице вела приём заслуженный
врач РСФСР Королёва Фаина
Абрамовна. За врачебную
практику в нашем
селе помогла сотням
людей, у неё
на глазах родились
ныне живущие жители
села. В настоящее время здесь
живут россияне: Андосовы, Гусёнковы, Жеварченковы, Жуковы, Ужовы, Горины,
Ерёмины, Милахины, Додоновы, Лукичёвы, Викуловы, Орешкины и мн. другие. Без них
не было бы трех соединившихся между собой сёл: Майдан, Порядок, Грачевку, Новый
Хутор, Ивановку, Елшанку, Курмыш и др..
После войны село
стало перестраиваться на мирные рельсы. Начал преобразовываться и Студенецкий
мукомольный завод. Он не только не останавливался, но и механизировался.
Большие работы проводились по электрификации, механизации и строительству в
50-60гг. Были построены приёмно-очистительная башня, множество складов, ферма,
квартиры для рабочих, пшеничная мельница, макаронный цех, линия шелушения
гороха, кормоцех, была открыта пекарня, магазины. Всегда на заводе основными
профессиями были: вальцевой, рассевная, выбойщик, транспортировщик, зашивала.
Но наиболее квалифицированной считалась специальность крупчатника. Многие
рабочие имели смежные профессии. Все бригады мукомольного завода были переведены
на работу по единому наряду. Развернулось социалистическое соревнование. По
итогам 1984 года областным управлением было присуждено первое место с вручением
переходящего вымпела. Заводу была присуждена премия в сумме 500 рублей. Четыре
года подряд план выполнялся к 4 декабря, за что коллектив предприятия получил
диплом и грамоту Министерства заготовок РСФСР. Большой вклад в работу
предприятия внесли его руководители Александр Григорьевич Агафонов, Иван
Никифорович Скопинцев, Виктор Никитович Волков, Анатолий Александрович
Лылин.
В 1985 году по инициативе
директора мукомольного завода Лылина Анатолия Александровича был
построен детский сад. Детский сад рассчитан на две группы – 40 человек. В
каждой группе была своя игровая, спальная, туалетная комнаты. Также были
большая кухня, прачечная, медицинский кабинет. В холодное время года садик
отапливался центральным отоплением. На улице были оборудованы игровые площадки,
приусадебный участок, на котором дети приучались к труду.
В 1953 году Фёдоровская школа стала средней. При школе была
организована вечерняя школа. В десятилетке насчитывалось более 600 учащихся.
В 1969 году под чётким руководством Александра Николаевича
Бабышина, директора, была построена новая школа. Школа была построена в честь
100-летия со дня рождения В.И.Ленина.
В нашем селе есть свои знаменитости, которыми мы гордимся,
которых любим, ценим и уважаем.
Выполнив свой интернациональный долг в Афганистане, работают
в родном селе: Кочетков Виктор, Лукичёв Евгений.
Николай Васильевич Фомин
- актёр, режиссёр, сценарист, исполнитель собственных песен (не хочется
употреблять заморское "бард") - наш земляк . Он родился в нашем селе
в 1948 году. Учился в нашей школе. Его сформировала наша земля, наша природа,
наш уклад жизни, наши традиции, песни, нравы. Он окончил Саратовское
театральное училище имени И. Слонова ( 1974, курс Г.Банникова и Р.Беляковой).
Николай Васильевич начинал работу в театре г.Советска Калининградской
области. Снимался в кинофильмах:
«Двадцать дней без войны», «Фронт за линией фронта», «Спокойствие отменяется» и
другие. Сценарист и режиссер художественных фильмов «Очаровательные пришельцы»
(Фантастическая байка о девушке Насте и снежном человеке) 1991 год, «Русские
братья» (Приключенческий фильм, наполненный социальными и нравственными
размышлениями на материале гражданской войны) 1992 год.
Николай Фомин создал 11 документальных лент, в том числе «Мирные машины» –
о заводе «Белинсксельмаш», «Про людей и лошадей» – о коневодстве в
Каменском районе и другие.
Николай Васильевич живет и работает в Москве уже много лет.
Некоторые коллеги по цеху даже не знают, что Фомин – из Пензенской области. А
он гордится своим происхождением: «Надо отметить, что нет благодарнее и лучше
зрителей, чем на родной земле. Да и большинство песен-то – о них. Песни
становятся известными, их слушают, раскупают диски…»
В 90-е гг. страну настиг кризис.
Многие предприятия стали закрываться или продаваться, так как денег на
дальнейшее обеспечение просто не было. Это коснулось и нашей Фёдоровки. Так, на
мукомольном заводе началось сокращение рабочих, значительно уменьшилась
заработанная плата, сократились посевные площади, постепенно перестала работать
ферма, мельница. Дети лишились детского сада, местные жители медпункта. В
дальнейшем и совхоз «Фёдоровский» расформировали…
В селе существует демографическая проблема, как и по всей
стране в целом. Если в 1980-е гг. в Фёдоровке проживало около 2 тыс. человек,
то в настоящее время происходит спад населения. Сейчас насчитывается одна
тысяча триста восемьдесят человек. Увеличился поток населения в город, другие
населенные пункты. Это сказывается тяжелым положением в селе, ростом
безработицы, низким уровнем жизни.
Чем живет сегодня село? Как и в каждом селе, есть своя
сельская Администрация, школа, есть маленькое здание, отведенное под клуб…
Возрождается церковь… Работает Студенецкий мукомольный завод. Но для такого
большого села, как наше, этого мало. В будущем хотелось бы дальнейшего расцвета
и развития села во всех отраслях. Хотелось бы, чтобы в селе появился Дом
Культуры, новый клуб, восстановились старые предприятия, чтобы люди занялись
сельским хозяйством и возродили, как прежде посевные площади.
В нашем селе можно провести
ремонтные работы дорог и старых зданий. Нужно, чтобы сами люди были заинтересованы
в процветании своего села, жили бы во благо своей малой родины.
Мы, новое поколение – будущее села, хотим, чтобы село вновь
возродилось: построили бы культурно – досуговый центр, возобновил бы работу совхоз «Фёдоровский» в животноводстве и
полеводстве, чтобы работал медпункт,
открылся детский сад… И, может быть,
тогда жизнь в селе наладится: молодёжь не будет стремиться уехать в
город, появится престижная работа, повысится рождаемость…
Литература:
1 Материалы краеведческого музея МОУ СОШ с.Фёдоровка;
2 «История Студенецкого мукомольного завода», П.А. Фельдман
3 По рассказам и воспоминаниям старожилов села.
Материал предоставлен
Кочетковой Натальей Владимировной